?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

В Москве в здании «DL Telegraph» (Тверская, д. 7)  проходит мультимедийная выставка, посвященная Сальвадору Дали «Живые сны». Продолжая опыт прошлогодней выставки Иеронима Босха, посетителей приглашают погрузиться в мир сюрреализма в контексте мульти-медиа-арт.

В проекте задействованы несколько графических серий. «Озорные сны Пантагрюэля» изображают человеческие пороки из  знаменитого произведения Франсуа Рабле; цикл гравюр «Песнь Песней царя Соломона» иллюстрирует одну из книг Ветхого Завета и включает в себя двенадцать офортов на религиозную тему; «Бестиарий Лафонтена» представляет собой блестящий результат совместной работы Сальвадора Дали с известным парижским издателем Робером Муре; серия «Далианские лошади» представляет собой превосходные гуашевые рисунки с изображением знаменитых фольклорных, мифологических, исторических коней и их всадников.


На семиметровых плазменных экранах, словно из параллельного измерения, появляются и исчезают причудливые персонажи, рожденные фантазией величайшего художника двадцатого столетия и ожившие, благодаря современным анимационным технологиям  и великолепной музыке Пьяццоллы, Гарделли и Вагнера.


Неподдельный интерес вызывают иллюстрации Дали к литературным произведениям Данте «Божественная комедия», Сервантеса «Дон Кихот» и Гёте «Фауст». В свойственной только Дали манере, художник беспощадно играет с темой греховности человеческой природы, балансируя на острие между наслаждением, иронией и отвращением. Достигая апогея эротизма в серии «Воспоминания Казановы», художник предлагает заглянуть по ту сторону дозволенного, где еще сложнее различить границу между сном и явью, патологией и психоанализом. Но в этом и есть весь Дали. Недаром в зале оригинальных гравюр, главное место отведено огромному портрету художника, прямо под которым расположился знаменитый алый диван-губы и надпись, оформленная в стиле комикса: «Я – главный экспонат».

В небольшом кинозале также можно увидеть немое черно-белое кино «Андалузский пес», в котором Сальвадор Дали выступил в роли соавтора Луиса Бунюэля. Последний, к слову, сыграл мужчину с бритвой в прологе. 17-тиминутная короткометражка с первых минут переносит зрителя в мир фантасмагорических образов, где граница между означаемым и означающим весьма условна. Вот человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую на улице, и полицейский, возвращающий этот странный предмет растерянной даме, которую позже сбивает машина. А вот человеческая ладонь с дырой, в которой кишат муравьи, а вот мужчина, тянущий за собой два рояля с мертвыми ослами внутри…

Однажды Сальвадор Дали произнес фразу, которая позже стала крылатой: сюрреализм – это я. Так и в фильме, в форме Я-метафор, находящих отражение в мимолетных мгновениях условной реальности, словно из кусочков мозаики выстраивается картина предлагаемого художниками сюрреалистического мира.

В двадцать первом веке сюрреализм Сальвадора Дали обретает второе дыхание, благодаря технологии создания виртуальной реальности. В отдельной комнате посетителям выставки предлагают примерить 3D-шлем, превращающий двухмерные картины в трехмерные. И вот уже создается полная иллюзия доступности предметов, изображенных художником на полотне, словно протянешь руку и вот-вот коснешься «мягких часов» внутри картины «Постоянство памяти», которая в рамках данной выставки кажется еще более символичной.

Отдельного внимания заслуживает стильное оформление выставки. Для удобства просмотра в большом анимационном зале на полу разбросаны мягкие пуфы, а в зале с графическими работами можно непринужденно гулять со стаканчиком кофе с тематической надписью «Dali». Здесь же, напротив высокого окна, выходящего на Газетный переулок, расположились гигантские буквы с фамилией художника. Фото и видеосъемка на выставке также разрешена.

Не менее интересное событие, посвященное художнику, проходит в «Центре МАРС» (Пушкарев пер. д. 5). Выставка носит название «4DALI: Четвертое измерение Сальвадора Дали» и предлагает посетителям уникальную возможность погрузиться в пространство трех картин с помощью костюма виртуальной реальности, то есть буквально посмотреть на мир глазами гения. Первая картина, «Постоянство памяти», повторяет эксперимент «Телеграфа», но на новом уровне: здесь по-другому ощущается и масштаб и атмосфера. Участник своеобразного искусствоведческого квеста видит себя вначале ребенком, во второй картине взрослым, а в третьей – стариком. На протяжении всего действа можно гулять внутри картин, дотрагиваясь до ее отдельных частей, некоторые из которых являются порталами в другую картину, то есть служат переходом на другой уровень восприятия. Вторая картина, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», может напугать не только ребенка, но и взрослого. Первое что бросается в глаза: огромный трехмерный монстр-пчела размером с небольшого котенка, который настойчиво жужжит и кружит вокруг незваного гостя, а дальше становится еще интереснее: появляются замершие в прыжке тигры, гранат, источающий то ли сок, то ли кровь, и тело спящей или мертвой женщины. Но не будем раскрывать всех секретов. Последний уровень – картинка «Христос Святого Иоанна Креста» удивляет необычным ракурсом: крест висит над морем, а затем возносится прямо над головой, накреняясь так, словно хочет упасть… Здесь реалистично передан пустынный морской берег, и даже настоящий песок шуршит под ногами, а если встать спиной к солнцу, можно разглядеть собственную тень. Обратная дорога представляет собой убегающий вдаль звездный коридор, парящий в черном космическом пространстве.

Данный эксперимент, все же, является скорей познавательным аттракционом, чем событием, демонстрирующим художественную ценность картин Дали. И, тем не менее, знаменитый сюрреалист как нельзя лучше справляется с ролью современного доктора Парнаса, приглашающего заглянуть через «волшебное зеркало» виртуальной реальности в свой личный «воображариум».

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow